Когда молодой Альфред Джеймс Пачино начинал карьеру в шоу-бизнесе, он всерьез подумывал взять «англосаксонский» псевдоним вроде «Сонни Скотт». Юноша полагал, что если у него будет нейтральное имя, то режиссеры не будут брать его на роли одних лишь итальянцев, испанцев и латиноамериканцев.
Разумеется, эти мечты были наивными. В истории Голливуда было немало случаев, когда актеры самого что ни на есть экзотического происхождения специализировались на ролях англосаксов. Так, литовский еврей Лоуренс Харви (отец главной героини недавней картины «Домино»), чье настоящее имя было Ларушка Миша Скикне, регулярно играл стопроцентных британцев. Но для этого нужно было иметь подходящую внешность.
В самом деле, ассистенты по актерам в первую очередь смотрят не на фамилии, а на фотографии. Если же у тебя такое лицо, какое было у молодого Аль Пачино, то агент сразу ставит галочку в графе «национальные меньшинства» и предлагает только «латиносов». И ничего тут не поделаешь — разве что пластическую операцию.
К счастью для Пачино, американские кино и театр конца 1960-х — начала 1970-х, когда он начинал свой творческий путь, активно искали свежие, яркие, необычные лица, не похожие на те, что доминировали на сцене и экранах в довоенные и послевоенные годы. Да и роли в пьесах и фильмах про любовь были уже не те, что раньше. Если бы не это, то звезды вроде Пачино, Дастина Хоффмана, Роберта де Ниро или Джина Хэкмена вряд ли пробились бы к вершинам шоу-бизнеса.
Вообще, сомнительно, что Пачино смог бы сделать столь яркую карьеру, родись он не в 1940-м, а в 1970-м. Ведь если в свое время он прославился благодаря «Крестному отцу», то кого бы он мог сыграть сейчас? Одного из второстепенных персонажей «Клана Сопрано»? А так сотрудничество молодого дарования с лучшими режиссерами того времени не только сделало его легендой, но и позволило ему подбирать роли по темпераменту, а не по национальности.
В последние годы Пачино переживает не лучшие времена. В конце апреля ему исполнилось 66, и это проблема для человека, привыкшего демонстрировать вулканические выплески внутренней энергии и сниматься в боевиках и криминальных драмах. Чем ближе к семидесяти, тем сложнее поддерживать былую форму — или хотя бы имитировать ее на экране.
Но актер не унывает и пока не собирается на пенсию. Даже если он уже не так востребован в кино, как когда-то, у него остается театр, где немало ролей для харизматичных стариков. Так, сейчас он занят в роли царя Ирода в лос-анджелесской постановке пьесы Оскара Уайльда «Саломея» (ранее спектакль шел на Бродвее). Есть в его планах и режиссура документально-художественного фильма об этой пьесе — в стиле его ленты 1996 года «В поисках Ричарда», посвященной постановке шекспировского «Ричарда III».
Что же касается обычных киноработ, то скоро мы увидим Пачино в триллере режиссера и продюсера Йона Авнета («Жареные зеленые помидоры») «88 минут». Это история о судебном психиатре, которого извещают по телефону о его убийстве через 88 минут. Естественно, Джек Грэмм тратит отпущенное ему время на то, чтобы попытаться найти будущего убийцу… Фильм должен выйти уже в этом году. В нем снялись также Алисия Уитт, Лили Собески и Уильям Форсайт.
В отдаленных планах актера картины «Рифифи», «Факел» и «13 друзей Оушена». Первая — это ремейк классической «нуарной» криминальной драмы Жюля Дассена «Рифи-фи: Мужские разборки» (напомним, что исходная «Рифи-фи» считается одной из самых влиятельных постановок в своем жанре). Вторая посвящена криминальному миру Чикаго 1920-х. Обе ленты собирается поставить создатель «Моря любви» Гарольд Бекер. Что же касается очередной серии «Друзей Оушена», то этот проект в представлении не нуждается. Кстати, Пачино будет играть не соратника героя Джорджа Клуни, а его нового противника — владельца казино, которое Оушен будет грабить.